АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ возможностями здоровья МАДОУ ЦРР – д/с «Теремок» разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. целевой содержательный организационный ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ реализация содержания АОП ДО; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. ПРИНЦИПЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Позитивная социализация ребенка. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ) и обучающихся. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Сотрудничество МАДОУ с семьей. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор МАДОУ содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР (§10.3.5.) 1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования 2. Этиопатогенетический принцип 3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений 4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития 6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач 7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании 8. Принцип необходимости специального педагогического руководства 9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования 10.Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: 1) педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; 2) детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; 3) карты развития ребенка с ОВЗ; 4) различные шкалы индивидуального развития ребенка с ОВЗ. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ не подлежат непосредственной оценке; не являются непосредственным основанием оценки промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ; как итогового, так и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ; не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся; не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ В Программу включён региональный компонент: природные, этнокультурные, региональные особенности. Данные представления формируются и развиваются в ходе реализации образовательной деятельности в рамках образовательных областей, их интеграции, через разнообразные виды деятельности (игра, проектная деятельность, ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ театрализация, чтение художественной литературы и др.) и использовании ресурсов малого северного города Северобайкальска. Северобайкальска), особенности географического месторасположения (оз. Байкал), особенностями национальной культуры и направлено на: • знакомство с историей родного города, особенностями географического расположения (близость оз. Байкал), знакомство со знаменитыми земляками; • формирование представлений о достопримечательностях родного города, республики, его государственных символах; • формирование и развитие интереса к народным традициям; • формирование представлений о животном и растительном мире родного края. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Особенности Природноклиматические экологические ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Национальнокультурные этнокультурные Культурноисторические Характеристика региона, Выводы и рекомендации муниципалитета Город Северобайкальск расположен в и районе приравненным к районам Крайнего Севера. Климат резко континентальный, характеризуется продолжительной и суровой зимой, коротким, сухим, иногда жарким летом. При планировании образовательного процесса необходимо внести коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности по региональной программе. Город Северобайкальск расположен Введение региональной программы по и на территории республики Бурятия, ознакомлению детей с культурой народов, Население многонациональное. населяющих Республику Бурятию. Градообразующее предприятие города При реализации образовательной области – РЖД. «Социально – коммуникативное развитие» необходимо введение тем, направленных на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых. Социальное партнерство: МАОУ Социальное Социальные партнерство позволяет «Гимназия № 5 им. Л.В. Усыниной», (потребности расширить образовательное пространство, МАУ ДО ЦНК «Баяр», населенного пункта обогатить условия для освоения МАОУ ДО ДДТ «Эврика», региона, Образовательной программы. МАУК ЦБС (центральная библиотека), муниципалитета) МАУК ХИО (музей истории БАМ, картинная галерея), МАОУ ДО ШТЭО, МБОУ ДО ДЮСШ, РЖД «ДКЖ», МАУК КДО (ДК «Байкал») СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР: развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами; СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ формирование системы умственных эффективность образовательной деятельности; действий, повышающих формирование мотивационно-потребностного, интеллектуального, деятельностного компонентов познания; когнитивно- развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка; развитие познавательной активности, любознательности; формирование предпосылок учебной деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР: - развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами; - формирование системы умственных действий, повышающих мотивационно-потребностного, когнитивно- эффективность образовательной деятельности; СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ - формирование интеллектуального, деятельностного компонентов познания; - развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка; - развитие познавательной активности, любознательности; - формирование предпосылок учебной деятельности. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Задачи, актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР: формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов; СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале; развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности; формирование культуры речи; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности; развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности; СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ развитие художественного вкуса; развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности; становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; формирование основ художественно-эстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах; развитие произведений; эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья); оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их обучающихся. • образовательная деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями образовательной программы ДО. детей по реализации Центры активности Центр строительства Центр сюжетно – ролевых игр Уголок для театрализованных (драматических) игр Центр музыки ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Центр изобразительного искусства Центр мелкой моторики Центр конструирования Уголок настольных игр Центр науки и естествознания Литературный центр (книжный уголок) Место для отдыха Уголок уединения Место для группового сбора Место для проведения групповых занятия ЗАДАЧИ Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР (§ 39.5): В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые задачи по взаимодействию с семьями обучающихся, так как ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ФОП § 26) их родители (законные представители) также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности МАДОУ и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогических работников и крайняя корректность при общении с семьей. Формы организации психолого-педагогической помощи семье: А) Коллективные формы взаимодействия: Общие родительские собрания Групповые родительские собрания "День открытых дверей" ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ФОП § 26) Проведение детских праздников и досугов Б) Индивидуальные формы работы: Анкетирование и опросы Беседы и консультации специалистов Индивидуальные консультации, работа по обращениям В) Формы наглядного информационного обеспечения: Информационные стенды и тематические выставки Выставки детских работ Г) Открытые занятия специалистов и воспитателей: совместные и семейные проекты различной направленности. Д) Опосредованное интернет-общение ЗАДАЧИ • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер; • проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; • выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА (ФОП § 27) • формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности; • целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи; • целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного; • создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах; • выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования; • осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями РПМПК и ППк. Ценности представлены в основных направлениях воспитательной работы МАДОУ: Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ФОП § 29) Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Мероприятия Дата День знаний: праздничная встреча воспитанников на Сентябрь Ответственные Муз.руководители, улице; проведение тематических досугов Осенняя ярмарка на улице, с проведением мастер- Сентябрь Воспитатели всех возрастных групп Муз.руководители, классов родителями для детей Осенние экологические праздники на улице Воспитатели всех возрастных групп Музыкальные руководители День пожилого человека День народного единства. День матери Фестиваль тематических Сентябрь 10 октября 4 ноября Ноябрь театрализованных Ноябрь постановок Социальные акции волонтеров Новогодние утренники СОБЫТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Рождество, Коляда Акция «Блокадный хлеб» Научно – практическая В течение года Декабрь конференция Галилей», приуроченная ко Дню науки День защитника Отечества Сагаалган – Праздник Белого месяца Международный женский день Масленица День смеха День космонавтики выставка с 6 по 19 января Январь «Галилео февраль 23 февраля Февраль-март Март Март 1 апреля совместного Апрель творчества детей и родителей День весны и труда – челлендж «Я тебе помогу!» Парад Победы, посвященный Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Все педагогические работники Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели подготовительных к школе участием родителей -военнослужащих «До свидания, детский сад!» - праздничный утренник, Май групп Музыкальный руководитель Воспитатели посвящённый подготовительных к школе групп детей в Победы, Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп с Май выпуску Дню 1 мая Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп Все педагогические работники школу, аллея выпускников День защиты детей 1 июня День России – челлендж «Мы разные, но мы едины!» 12 июня Воспитатели всех возрастных групп Воспитатели всех возрастных групп ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА (в условиях логопедического пункта) • Выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений. • Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия и • своевременного всестороннего личностного развития ребенка. • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности коррекционнообразовательного процесса. • Обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. • Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии. • Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями. РАСПОРЯДОК Показатель Возраст Норматив Требования к организации образовательного процесса Начало занятий не ранее все возрасты 8.00 Окончание занятий, не позднее все возрасты 17.00 Продолжительность занятия для от 1,5 до 3 лет 10 минут детей дошкольного возраста, не более от 3 до 4 лет 15 минут от 4 до 5 лет 20 минут от 5 до 6 лет 25 минут от 6 до 7 лет 30 минут Продолжительность дневной от 1,5 до 3 лет 20 минут суммарной образовательной нагрузки от 3 до 4 лет 30 минут для детей дошкольного возраста, не от 4 до 5 лет 40 минут более от 5 до 6 лет 50 минут или 75 минут ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ (ФОП §30) при организации 1 занятия после дневного Продолжительность перерывов между от 6 до 7 лет сна 90 минут все возрасты 10 минут все возрасты 2-х минут занятиями, не менее Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее РАСПОРЯДОК Показатели организации режима дня ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ (ФОП §30) Продолжительность ночного сна 1—3 года 12 часов не менее 4—7 лет 11 часов Продолжительность дневного сна, 1-3 года 3 часа не менее 4-7 лет 2,5 чaca Продолжительность прогулок, для детей до 7 3 часа в день не менее лет Суммарный объем двигательной все возрасты 1 час в день Утренний подъем, не ранее все возрасты 7 ч 00 минут Утренняя зарядка, до 7 лет 10 минут активности, не менее продолжительность, не менее Дата Наименование Январь. 2 – 3 неделя января Рождество Рождественские колядки 11 января День заповедников и национальных парков 17 января День детских изобретений 27 января. День снятия блокады Ленинграда Февраль Календарный план воспитательной работы 2 февраля День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 8 февраля День российской науки 15 февраля День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 21 февраля Международный день родного языка; 23 февраля День защитника Отечества февраль Сагаалган Март 8 марта Международный женский день 18 марта День воссоединения Крыма с Россией 23- 29 марта Неделя детской книги. Буккроссинг 27 марта Всемирный день театра Март Масленица Апрель 1 апреля День птиц 7 апреля День земли 12 апреля День космонавтики Дата Наименование Май 1 мая 9 мая 19 мая 24 мая Календарный план воспитательной работы 1 июня 6 июня 12 июня 22 июня 8 июля 12 августа 22 августа 27 августа 1 сентября 3 сентябрь 8 сентября 27 сентября Праздник Весны и Труда; День Победы День детских общественных организаций России День славянской письменности и культуры Июнь День защиты детей; День русского языка – Пушкинский день День России; День памяти и скорби. Июль День семьи, любви и верности Август День физкультурника День Государственного флага Российской Федерации День российского кино Сентябрь День знаний День окончания Второй мировой войны Международный день распространения грамотности День воспитателя и всех дошкольных работников Дата 1 октября Календарный план воспитательной работы Наименование Октябрь Международный день пожилых людей Международный день музыки 4 октября День защиты животных 5 октября День учителя 23 Международный день библиотек Третье воскресенье День отца в России Ноябрь 4 ноября День народного единства 20 ноября День ребёнка 22 ноября День словарей и энциклопедий Последнее День матери в России воскресенье 3 декабря Декабрь День неизвестного солдата 5 декабря 8 декабря 9 декабря 12 декабря 31 декабря Международный день инвалидов (включение в план ситуативно) День добровольца (волонтера) Международный день художника День героев Отечества День конституции Российской Федерации Новый год