Принято решением педагогического совета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» протокол от _________ г. № ____ Председатель Молонова Н.М. Утверждаю Заведующий МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» ______________________Е.Н.Лебедь Приказ 65/8 от 30.08.2022г. Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса в Подписано цифровой Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении подписью: Лебедь Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» Елена Николаевна Дата: 2022.11.24 12:48:35 +08'00' I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далееположение, МАДОУ) разработано в соответствии с: • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648- 20, • Санитарные правила и нормы 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», • Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок», • Образовательной программой МАДОУ, • Методическими рекомендациями для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанными Федеральным институтом развития образования, • Учебным планом и планом работы МАДОУ, • Адаптированной образовательной программой МАДОУ. 1.2. Данное Положение устанавливает систему планирования воспитательнообразовательного процесса в МАДОУ, единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой образовательной программы. 1.3. Планы воспитательно-образовательной работы с детьми в группах дошкольного возраста являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются каждым педагогом МАДОУ, являются составной частью должностных обязанностей всех педагогов. 1.4. Данное Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом заведующего МАДОУ. 1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи 2.1. Обеспечение выполнения программы воспитания и обучения детей в МАДОУ в каждой возрастной группе. 2.2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно. 2.3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 3. Принципы планирования. 3.1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка. 3.2 Принцип полноты и достаточности. 3.3. Принцип научной обоснованности и практической применяемости. 3.4. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач. 3.5. Принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей. 3.6. Комплексно-тематический принцип построения воспитательнообразовательного процесса. 3.7. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. 3.8. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий. 3.9. Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач ООП. 3.10. В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности. 3.11. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов. 3.12. Учет местных и региональных особенностей климата. 3.13. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. 3.14. Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс). 3.15. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ОД; игр, совместной работы детей и воспитателя, а также свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 3.16. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). 3.17. Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на ОД, но и в других видах деятельности). 3.18. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (релаксация ежедневно, музыка). 3.19. Планирование строится на основе интеграции. 3.20. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. 3.21. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. 4. Организация работы. 4.1. Система планирования воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ включает в себя: -Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности (ОД) -Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности -Рабочую программу педагога 4.1.1. Основа планирования педагогического процесса – Основная образовательная программа МАДОУ. 4.2. Комплексно-тематическое планирование. — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательного и образовательного процесса, в соответствии с рабочей программой воспитателя. 4.2.1. Составляется педагогами каждой возрастной группы совместно. 4.2.2. Разрабатывается на учебный год (с сентября по май включительно). 4.2.3. Интегрирующие темы и периоды их реализации определяются для каждой возрастной подгруппы. 4.2.4. Комплексно-тематическое планирование должно отражать: -Наименование интегрирующей темы и период ее реализации; -Решаемые педагогические задачи; -Примерные формы работы 4.2.5 Комплексно-тематическое планирование является составной частью основной образовательной программы МАДОУ и должно быть разработано педагогами до 1 сентября. 4.2.6. Комплексно-тематическое планирование должно иметь титульный лист и быть утверждено руководителем МАДОУ. 4.2.7. Комплексно-тематическое планирование ОД является составной частью календарного планирования воспитательно-образовательного процесса. 4.3. Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Календарный план является обязательным документом и составляется каждым педагогом. Разрабатывается в соответствии с Комплексно-тематическое планированием учреждения и составляется на неделю. 4.3.1. Календарное планирование составляется ежедневно на первую и вторую половину дня. 4.3.2. Структура календарного планирования: Календарное планирование включает в себя следующие структурные элементы: - титульный лист (название учреждения, название документа, возрастная группа, учебный год); - список детей группы; - режим дня - расписание ОД; - условные обозначения. 4.3.3. Требования к оформлению календарного планирования. Календарное планирование оформляется как письменном, так и в напечатанном виде. 4.3.4. Последовательность составления календарного планирования: - планирование на месяц: - комплекс утренней гимнастики (на две недели); - комплекс бодрящей гимнастики (на две недели); - по формированию культурно – гигиенических навыков; - развлечения, досуги, праздники; - по работе с родителями; - планирование работы с детьми на каждый день по схеме: Утро (нерегламентированная деятельность: в утренний отрезок времени можно планировать утренний круг, все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.). Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности): - беседы; - индивидуальная работа; - трудовое воспитание; - игровая деятельность; ОД: указывается тема, целевые ориентиры, методическая литература (при необходимости). Утренняя прогулка (наблюдение за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы; подвижная игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона); спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа ; труд (по желанию детей – чем хотят заняться). Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей: - наблюдение; - труд детей; - подвижные игры; - экспериментальная работа; - индивидуальная работа по физическому воспитанию; - игровая деятельность детей, - совместная деятельность по обучению спортивным играм. Вечер: (В данный отрезок времени планируются: все виды игр - настольнопечатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные; развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем или музыкальным руководителем планируются 1 раз в неделю (в среду); труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам: - индивидуальная работа с детьми; - развлечения; - работа по различным разделам программы; - игровая деятельность; - ОД (в соответствии расписанием). Вечерняя прогулка (если позволяют погодные условия): - наблюдение; - труд детей; - подвижные игры; - игровая деятельность детей. 4.3.5. Воспитателям разрешается не описывать деятельность, а указать номер карточки, в том случае, если имеется полная картотека по виду деятельности на учебный год. 4.3.6. В течение недели (дня) возможна корректировка календарного планирования, в зависимости от инициативы детей. Содержание календарного планирования должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся образование. 4.3.7. Сроки составления и порядок проверки календарного планирования. - Календарное планирование составляется на неделю, заблаговременно, до начала следующей недели. 4.3.8. Календарное планирование проверяется старшим воспитателем и заведующим один раз в месяц. 4.3.9. Контроль за календарным планированием осуществляется при любой форме контроля за деятельностью МАДОУ. 5. Рабочая программа 5.1. Рабочая программа воспитателя – это заблаговременное планирование, последовательность осуществления воспитательной и образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ. Составляется педагогом на 1 год по возрасту детей. 5.2. Планирование воспитательно-образовательной работы основывается на сотрудничестве педагогов, детского коллектива и родителей (законных представителей). 5.3. В течение года возможна корректировка рабочей программы. 5.4. Требования к оформлению рабочей программы воспитателя • Титульный лист • Содержание Программы • Пояснительная записка • Возрастные особенности детей • Целевые ориентиры • Режим дня • Расписание НОД • Календарно-тематическое планирование • Перечень основных видов организованной образовательной деятельности • Осуществление культурно - досуговой деятельности в ходе развлечений и праздников • Планирование взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников • Программно-методический комплекс • Предметно пространственная развивающая среда • Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. • Образовательная область «Физическое развитие» • Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие» • Образовательная область «Познание развитие» • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» • Образовательная область «Речевое развитие» 5.5. В ходе реализации рабочей программ возможны изменения и дополнения. 6. Документация и ответственность. 6.1. Воспитатели МАДОУ несут ответственность за: - неисполнение или некачественное исполнение данного положения; - своевременную подачу документов на проверку. 6.2. Старший воспитатель МАДОУ несет ответственность за: - некачественный контроль за деятельностью воспитателей при написании календарных планов.