ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Протокол № 1 от 19.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Приказ № 65 от 30.08.2022г ___________Е.Н.Лебедь СОГЛАСОВАНО С учетом мнения родительского комитета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Протокол № 1 от 30.08.2022г. Председатель ___________В.В.Гриднева Подписано цифровой подписью: Лебедь Елена Николаевна Дата: 2022.11.23 16:33:43 +08'00' ПОЛОЖЕНИЕ об управлении качеством и совершенствовании дошкольного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение об управлении качеством и совершенствовании дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – МАДОУ, учреждение, положение) разработано в соответствии с: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273ФЗ, - Уставом учреждения, - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации», - Конвенцией ООН о правах ребёнка. 1.2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. 1.3. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования в МАДОУ – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. 1.4. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 1.5. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования. 1.6. Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация: - о качестве дошкольного образования; - об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении; - о соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования. 1.7. В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. 2. Управление качеством дошкольного образования 2.1. Управление качеством и совершенствование дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ОО, требующих повышенного внимания: - создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников; - организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования; - обновление управляемой и управляющих подсистем ОО; - выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности. 2.2. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ОО на основе ФГОС ДО, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. 2.3. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов: - качество образовательного процесса; - качество условий осуществления образовательной деятельности; - качество результатов 2.4. Одним из компонентов качества образования в нашей ОО является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. 2.5. Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления: финансирование (предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств); - кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и самообразование). - решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ОО: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ОО, овладение технологией управления качеством работы. 2.6. В МАДОУ используются: технология управления образованием по результатам: - определяя основные цели развития МАДОУ, руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Эта проблема возрастает, если рассматривать ОО в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ОО в соответствии с результатами педагогического процесса. 2.7. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в МАДОУ. 2.8. Можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими; другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления. 2.9. Следовательно, управление качеством образования в ОО требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОО. 2.10. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования. Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ОО различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. 2.11. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования. 3. Модель оценки качества дошкольного образования Модель оценки качества дошкольного образования в ОО – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. 3.1. Модель качества ДО включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательнообразовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ОО в партнерском взаимодействии всех субъектов. 3.2. Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ОО. 3.1.1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессиональнопедагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. 3.1.2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ОО определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми. 3.1.3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. 3.1.4. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства). 3.2. Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ОО как независимых субъектов оценки. 4. Функции оценки качества дошкольного образования 4.1. Инструктивно - методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования. 4.2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях. 4.3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ОО, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования». 4.4. Информационная функция может решать три задачи. -Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ОО. -Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка. -В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий детского сада и школы. 4.5. Объекты, субъекты и предмет оценки: -При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования. 4.6. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам: 4.6.1. Образовательная деятельность. Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. 4.6.2. Развивающая среда. Оценивается степень обогащения предметнопространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель–дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети. 4.6.3. Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию. 4.6.4. Здоровьесберегающая деятельность. Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ОО таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье. 4.6.5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения. 4.7. Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования: • обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду; • готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития; • ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования; • удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений. 4.8. Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ОО требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения. 5. Методы оценки основными методами оценки являются следующие: 5.1. изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации; 5.2. анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; 5.3. наблюдение; 5.4. исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; 5.5. анализ планирования, результатов диагностики. 5.6. Этапы оценки: 5.6.1. выделение показателей качества; 5.6.2. определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе чего будет оцениваться данный показатель; 5.6.3. формирование шкалы уровней достижения критерия качества; 5.6.4. разработка инструментария; 5.6.5. организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных; 5.6.6. представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей; 5.6.7. организация широкого общественного и профессионального обсуждения; 5.6.8. подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений. 5.7. Результаты оценки. Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям: 5.7.1. уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности; 5.7.2. уровню организации предметно развивающей среды ОО с учетом заявленной направленности образовательной программы; 5.7.3. характеру взаимодействия педагогов с детьми; 5.7.4. перспективное соотнесение достигнутых в ОО результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования. 5.8. Адресность результатов оценки: 5.8.1. МАДОУ, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию; - родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - руководитель МАДОУ, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. 5.9. Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом.