Положение об управлении качеством и совершенствовании ДО 1

ПРИНЯТО
На заседании педагогического совета
МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок»
Протокол № 1 от 19.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующим
МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок»
Приказ № 65 от 30.08.2022г
___________Е.Н.Лебедь

СОГЛАСОВАНО
С учетом мнения родительского комитета
МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок»
Протокол № 1 от 30.08.2022г.
Председатель ___________В.В.Гриднева

Подписано
цифровой
подписью: Лебедь
Елена Николаевна
Дата: 2022.11.23
16:33:43 +08'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении качеством и совершенствовании
дошкольного образования в
Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении
Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок»

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение об управлении качеством и совершенствовании
дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок»
(далее – МАДОУ, учреждение, положение) разработано в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273ФЗ,
- Уставом учреждения,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155,
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской
Федерации»,
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
1.2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской
Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение
современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система
дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное
общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным
учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса,
выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ,
результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению
педагогических кадров.

1.3. Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования в МАДОУ –
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе
единства обязательных требований к условиям реализации основных
образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.
1.4. Качество дошкольного образования – это характеристика системы
дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных
достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям,
социальным и личностным ожиданиям.
1.5. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма
актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного
образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях
системы дошкольного образования.
1.6. Непременным условием обоснованности этих решений выступает
достоверная информация:
- о качестве дошкольного образования;
- об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для
детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
- о соответствии предоставляемого образования современным представлениям о
качестве дошкольного образования.
1.7. В данной связи можно констатировать, что стратегической целью
совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является
оптимизация управления качеством дошкольного образования.
2. Управление качеством дошкольного образования
2.1. Управление качеством и совершенствование дошкольного образования
потребовало выделения проблем в деятельности ОО, требующих повышенного
внимания:
- создание соответствующих условий для организационного обучения
дошкольников;
- организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения
оценки качества дошкольного образования;
- обновление управляемой и управляющих подсистем ОО;
- выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения
научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.
2.2. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень
соответствия совокупности свойств и результатов образования детей
дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ОО на основе ФГОС ДО,
потребностей и ожиданий участников образовательного процесса.
2.3. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность
трех компонентов:
- качество образовательного процесса;
- качество условий осуществления образовательной деятельности;
- качество результатов
2.4. Одним из компонентов качества образования в нашей ОО является
образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги
управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях
развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и

управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты –
целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что
повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества
воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и
собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.
2.5. Для совершенствования качества условий осуществления образовательной
деятельности нами были определены следующие направления:
финансирование
(предполагает
определение
гибких
нормативов
финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга
расходования бюджетных средств);
- кадровое обеспечение (предполагает развитие системы кадрового обеспечения
и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию
системы повышения квалификации и самообразование).
- решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования
требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ОО:
создание условий для повышения качества образовательного процесса в ОО,
овладение технологией управления качеством работы.
2.6. В МАДОУ используются: технология управления образованием по
результатам:
- определяя основные цели развития МАДОУ, руководитель вместе с
педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит,
постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Эта проблема
возрастает, если рассматривать ОО в режиме развития, то есть, предполагая
постоянные изменения цели каждого этапа развития ОО в соответствии с
результатами педагогического процесса.
2.7. Критериями качества являются федеральные государственные
образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной
компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного
взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей
среды в МАДОУ.
2.8. Можно выделить два подхода к управлению качеством:
один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;
другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.
2.9. Следовательно, управление качеством образования в ОО требует особых
подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать
особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности
родителей и других социальных партнеров ОО.
2.10. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного
образования. Однако для реализации модели оценки качества дошкольного
образования в ОО различного вида необходимо дополнить ее системным и
процессным подходами в управлении.
2.11. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества
образования.
3. Модель оценки качества дошкольного образования

Модель оценки качества дошкольного образования в ОО – это совокупность
взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки,
показателей и критериев, процедуры и результата оценки.
3.1. Модель качества ДО включает: цели, содержание, организационную
структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательнообразовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и
маркетинговые цели ОО в партнерском взаимодействии всех субъектов. 3.2.
Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря
комплексному использованию основных методологические подходов к оценке
качества ОО.
3.1.1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей,
которые являются основанием в определении структуры и содержания системы
оценки качества дошкольного образования. В основу современной
государственной политики Российской Федерации в области дошкольного
образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессиональнопедагогической ценностью при определении показателей оценки качества
дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.
3.1.2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ОО
определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми,
с предметно пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного
поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации;
социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
3.1.3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в
контексте современных представлений о цели образования ключевые
компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень
их готовности к включению в новую – школьную жизнь.
3.1.4. При оценке качества образования в рамках данного подхода
осуществляется
выявление
степени
овладения
компетентностями
(интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы
поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность,
способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя,
уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного
достоинства).
3.2. Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему
оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и
позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ОО как
независимых субъектов оценки.
4. Функции оценки качества дошкольного образования
4.1. Инструктивно - методическая функция заключается в создании регламентов
оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного
образования.
4.2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в
отдельных образовательных учреждениях и организациях.
4.3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ОО, построения
на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного
образования, по параметру «качество образования».

4.4. Информационная функция может решать три задачи.
-Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью
формирования современных представлений о качестве образования в ОО.
-Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать
основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для
ребенка.
-В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества
может стать координация усилий детского сада и школы.
4.5. Объекты, субъекты и предмет оценки:
-При оценке качества образования необходимо четко определять, что
оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В
данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть
подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть
оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в
самой системе образования.
4.6. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести
к следующим пяти кластерам:
4.6.1. Образовательная деятельность. Оценивается уровень качества
образовательных программ и их методического обеспечения, содержание
которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в
соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и
одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
4.6.2. Развивающая среда. Оценивается степень обогащения предметнопространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку
возможности для саморазвития. Показателями являются количественное
соотношение «воспитатель–дети», образование и профессиональный опыт
педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.
4.6.3. Психологический комфорт ребенка. Только хорошее, т.е. содержательное,
разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать
положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень
обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении
с целью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее
оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего
качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие
ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.
4.6.4. Здоровьесберегающая деятельность. Хорошее качество физического
контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов,
а их качеством, разнообразием, ясно структурированным пространством, его
стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования
здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют
организовать процесс воспитания в ОО таким образом, чтобы ребенок мог
участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и
психического напряжения, подрывающего здоровье.
4.6.5. Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного
образовательного учреждения.

4.7. Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки
дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество
дошкольного образования:
• обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском
саду;
• готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению
необходимой коррекции недостатков развития;
• ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на
следующей ступени образования;
• удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных
образовательных учреждений.
4.8. Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ОО
требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности
являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных
о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.
5. Методы оценки основными методами оценки являются следующие:
5.1. изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой
документации;
5.2. анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения
заявленной направленности образовательной программы;
5.3. наблюдение;
5.4. исследование предметно развивающей среды, а также условий,
обеспечивающих
максимальное
удовлетворение
запросов
родителей
воспитанников;
5.5. анализ планирования, результатов диагностики.
5.6. Этапы оценки:
5.6.1. выделение показателей качества;
5.6.2. определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на
основе чего будет оцениваться данный показатель;
5.6.3. формирование шкалы уровней достижения критерия качества;
5.6.4. разработка инструментария;
5.6.5. организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных
данных;
5.6.6. представление и распространение обобщенной информации для разных
категорий пользователей;
5.6.7. организация широкого общественного и профессионального обсуждения;
5.6.8. подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и
принятия управленческих решений.
5.7. Результаты оценки. Обобщенная оценка делается по нескольким
оцениваемым направлениям:
5.7.1. уровню реализации образовательной программы соответствующей
направленности;
5.7.2. уровню организации предметно развивающей среды ОО с учетом
заявленной направленности образовательной программы;
5.7.3. характеру взаимодействия педагогов с детьми;

5.7.4. перспективное соотнесение достигнутых в ОО результатов с
моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного
образования.
5.8. Адресность результатов оценки:
5.8.1. МАДОУ, реализующее основную общеобразовательную программу
дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную)
реализацию;
- родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу
дошкольного образования;
- руководитель МАДОУ, реализующего основную общеобразовательную
программу дошкольного образования.
5.9. Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на
основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личности и общества в целом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».