Положение о службе медиации

Подписано цифровой
подписью: Лебедь Елена
Николаевна
Дата: 2022.11.10 09:57:04 +08'00'

СОГЛАСОВАНО
Профсоюзным комитетом

УТВЕРЖДАЮ

(Наименование коллегиального органа управления /
представительного органа)

__________
(Подпись)

Приложение № 1
к Приказу № 73/1 от 11.10.2022
«О создании службы медиации»

Федоренко М.В.

__Заведующий _____

(Должность руководителя)

__________ Лебедь Е.Н.

(Фамилия И.О.)

(Подпись)
(Фамилия И.О.)
__________________ (Дата)

Согласовано с мнением родительской
общественности
Гриднева В.В.

УТВЕРЖДЕН
Приказом МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок»
(Наименование образовательной организации)

от «____» __________ 2022 № _____

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе медиации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение О службе медиации регламентирует порядок
создания и деятельности службы медиации (примирения) в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития
ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – Положение, МАДОУ).
1.2. Правовой и методической основой создания и деятельности службы
медиации является:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)»
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, на период до
2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р;
•
Концепция развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утв.
распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р;
•
Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях
реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе
совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с
которого наступает уголовная ответственность, утв. распоряжение
Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р;
•
Методические рекомендации по внедрению восстановительных
технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность
образовательных организаций, утв. Минобрнауки РФ от 26.12.2017 № 07-7657;
•
Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены
Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, 17.02.2009.

1.3. Служба медиации создается для формирования медиативных и
восстановительных практик в МАДОУ.
1.4. Медиативные и восстановительные практики в образовании
способствуют формированию культуры диалога, способности людей
понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто
встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление
(оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение
(травля,) и наказание или угроза наказанием - деструктивно влияют на
атмосферу в образовательной организации и социализацию детей.
1.5. Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для
профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и
противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и
восстановительных
практиках
могут
участвовать
все
участники
образовательных отношений
1.6. Допускается создание службы медиации только из педагогов и
специалистов МАДОУ. В работе службы могут участвовать специалисты
управления образования, работающие во взаимодействии с МАДОУ.
1.7. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования
на споры, конфликты, противоправные поведения или правонарушения
несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое
соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения
административного решения по конфликту или правонарушению.
1.8. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то
есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в
Службу медиации, а при их отказе или невозможности решить конфликт
путем переговоров и медиации МАДОУ может применить другие способы
решения конфликта и/или меры воздействия.
1.9.
Служба
медиации
действует
на
основании
действующего
законодательства и настоящего Положения.
2. Цели и задачи службы медиации
2.1. Цели службы медиации:
1) формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства
(среды) для полноценного развития и социализации детей, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликты;
2)принятие участниками образовательных отношений МАДОУ позиции
активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада
по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся;
3)создание условий для участников образовательных отношений, при
которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные
отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический
(моральный), материальный);
4)развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и
навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на
таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности,
взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных
потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
2.2. Задачи службы медиации:

1) формирование группы, состоящей из участников образовательных
отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в
работе службы медиации при разрешении конфликтных ситуаций,
возникающих между участниками образовательных отношений;
2) информационно-просветительская
деятельность
с
участниками
образовательных отношений;
3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между
участниками образовательных отношений;
4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди обучающихся;
5) координация усилий родителей (законных представителей, близких
родственников и иных лиц) и образовательной организации, с целью
предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;
6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательных отношений;
7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных
отношений;
8) внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения
конфликтов мирным путем.
3. Принципы деятельности службы медиации
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
в организации работы службы медиации, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на
предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут
участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения
конфликта и криминальной ситуации.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство
службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками
встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая
известная медиатору информация о возможном нанесении ущерба для жизни,
здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать
сторону одного из участников конфликта (в том числе администрации).
Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о
виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если
медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных
взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от
медиации или передать её другому медиатору.
3.1.4. Принцип информированности сторон, заключающийся в обязанности
медиатора предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути
медиации, ее процессе и возможных последствиях.
3.1.5. Принцип ответственности сторон и медиатора. Медиатор отвечает за
безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и
стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта,
участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то

или иное решение по существу конфликта
3.1.6. Принцип самостоятельности. Служба медиации самостоятельна в
выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
4. Порядок формирования службы медиации
4.1. В состав службы медиации входят старший воспитатель, учитель-логопед и
педагоги МАДОУ и представитель родителей (законных представителей) детей,
посещающих МАДОУ, утвержденные приказом заведующего МАДОУ.
4.2. Руководителем службы назначается старший воспитатель, на которого
возлагаются обязанности по руководству службой медиации, приказом
заведующего МАДОУ.
5. Порядок работы службы медиации
5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, воспитанников, администрации
МАДОУ, членов службы медиации, родителей.
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в
том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.
При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь
или другие существующие в образовательной организации формы работы.
Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как
правонарушение для проведения программы также необходимо согласие
родителей (законных представителей).
5.3. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания
или следствия, то об ее проведении ставится в известность администрация,
родители
и
при
необходимости
производится
согласование
с
соответствующими органами внутренних дел.
5.4. Переговоры с родителями (законными представителями) и должностными
лицами проводит руководитель или куратор службы медиации.
5.5. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.6. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут
фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном
соглашении.
5.7. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов по
социальной реабилитации.
5.8. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в
выполнении обязательств, служба медиации помогает сторонам осознать
причины трудностей и пути их преодоления.
5.9. Деятельность службы медиации фиксируется в журнале обращений,
протоколах заседания службы медиации, отчете о работе службы медиации за
учебный год, которые являются внутренними документами службы медиации.
5.10. Медиация не является психологической процедурой, и потому не
требуют обязательного согласия со стороны родителей (законных
представителей). Однако, старший воспитатель старается по возможности

информировать и привлекать родителей (законных представителей) в
медиацию (а по указанным в пунктах 5.2 и 5.3 участие родителей или
согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
5.11. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время
проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие
инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
5.12. По согласованию с администрацией МАДОУ и руководителем службы
медиации, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между
педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по
семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских
правоотношений,
в
том
числе
в
связи
с
осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из
трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность
медиатора и его квалификация регулируется 139-ФЗ РФ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
6. Организация деятельности службы медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией МАДОУ
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных
программ, а также возможность использовать иные ресурсы МАДОУ - такие,
как оборудование, оргтехника, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица МАДОУ оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы.
6.3. Служба медиации в рамках своей компетенции взаимодействует со
специалистами других образовательных организаций.
6.4. Администрация МАДОУ содействует службе медиации в организации
взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по
которому возбуждено уголовное дело, администрация МАДОУ может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора,
а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
6.6. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то
применение административных санкций в
отношении данных участников
конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления
административных действий принимаются после получения информации о
результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях
сторон.
6.7. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в МАДОУ.
6.8. Порядок проведения процедуры медиации.
6.8.1. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов:
подготовительный, основной, заключительный.
6.8.2. Подготовительный этап включает:
•
получение информации о споре или конфликте, происходящих в
образовательной организации;
•
регистрацию в журнале службы медиации информации о споре или

конфликте (данные о сторонах, суть спора или конфликта, дата и место,
дополнительная информация об участниках и иных обстоятельствах спора или
конфликта);
•
определение руководителем службы медиации медиатора для разрешения
конкретного спора или конфликта;
•
предложение (при необходимости - в письменной форме) каждой из
сторон принять участие в разрешении спора или конфликта с помощью
процедуры медиации с указанием даты, времени и места проведения встречи;
•
заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения о
проведении процедуры медиации;
•
приглашение для участия в процедуре медиации родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего участника спора или конфликта, и, при
необходимости, представителей комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органов полиции.
6.8.3. Основной этап включает:
а) проведение встречи с каждой стороной:
•
обращение к сторонам с предложением применить восстановительный
подход с целью разрешения спора или конфликта на основе достижения
медиатором контакта со сторонами;
•
разъяснение каждой из сторон принципов работы службы медиации и
способов конструктивного выражения эмоций и требований;
•
обсуждение деталей и хода спора или конфликта, важных с точки зрения
сторон, и принципов службы медиации;
•
проведение беседы с каждой из сторон с использованием уточняющих
вопросов о том, что произошло (до конфликтной ситуации, во время спора или
конфликта, после него, в настоящее время, о других участниках, потерпевшем,
друзьях каждой из сторон, своих состоянии и чувствах, об отношении к
произошедшему и его последствиям), переформулирование, уточнение
событий, изложенных каждой из сторон;
•
обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или
конфликта с точки зрения каждой из сторон, в том числе вариантов
заглаживания вины перед потерпевшим;
•
формирование чувства ответственности у каждой из сторон за
разрешение спора или конфликта;
•
обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи всех сторон спора
или конфликта как возможный вариант действия, направленного на их
разрешение (примерный план, перечень участников будущей встречи,
предпочтительные время и место встречи);
•
информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах
выполнения медиативного соглашения (примирительного договора);
б) проведение встречи сторон:
•
подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы
службы медиации;
•
приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели
встречи, правил процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи
сторон;
•
предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре
или конфликте, путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к
услышанному на встрече сторон;
•
осуществление диалога между сторонами по поводу спора или конфликта

и их последствий на основе взаимоуважения сторон и управления эмоциями;
•
нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях
осуществления конструктивного диалога и сотрудничества сторон;
•
поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и
прощения друг друга;
•
обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов
разрешения спора или конфликта, механизма реализации принятых в ходе
встречи сторон решений и анализ последствий заключения медиативного
соглашения (примирительного договора);
•
уточнение необходимости повторной встречи сторон;
•
отражение эмоционального состояния участников встречи сторон;
•
заключение (при необходимости - в письменной форме) медиативного
соглашения (примирительного договора) с учетом согласия сторон.
6.8.4. Заключительный этап - анализ выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора) включает:
•
организацию медиатором встречи сторон через 2-3 недели после
заключения медиативного соглашения (примирительного договора);
•
информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по
выполнению медиативного соглашения (примирительного договора);
•
оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора);
•
обсуждение целесообразности и результативности проведения процедуры
медиации и реализации восстановительного подхода при разрешении спора или
конфликта;
•
обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в
дальнейшем.
7. Показатели эффективности деятельности службы медиации
7.1. Эффективность деятельности службы медиации определяется:
•
нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров
и конфликтов между участниками образовательного процесса путем обучения
педагогических работников и родителей основам медиации, учащихся медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах
равных»;
•
снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди учащихся образовательной организации;
•
сокращением
количества
правонарушений,
совершаемых
несовершеннолетними;
•
формированием условий для предотвращения неблагополучных
траекторий развития каждого учащегося образовательной организации;
•
повышением уровня социальной компетентности всех участников
образовательного процесса.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
8.2. Изменения, дополнения в настоящее положение вносятся руководителем
МАДОУ по предложению службы медиации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».