Средства обучения и воспитания в МАДОУ Теремок

Республика Бурятия
Управление образования Администрации
муниципального образования
«Город Северобайкальск»

Буряад Улас
«Северобайкальск хото»
гэhэн нютагай засагай байгууламжын
Захиргаанай Болбосоролой хүтэлбэри

Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка –
детский сад «Теремок»
(МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок»)

Нютагай засагай hургуулиин урдахи
болбосоролой бэеэ дааһан эмхи зургаан
Үхибүү хүгжѳѳлгын түб –
«Теремок» гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг

___________________________________________________________________________
Ленинградский пр., д.4а, г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 671700
тел/факс 8(30130) 2-09-41, URL: https://teremok-sadik.tvoysadik.ru,
E-mail: dsteremok_severobaykalsk@govrb.ru

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МАДОУ ЦРР-Д/С «ТЕРЕМОК»
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной
базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства
обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели,
содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве
носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и
обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и
развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на
следующие виды:
Имеющиеся в МАДОУ средства обучения:
 печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
 электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
 аудиовизуальные (слайды);
 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски);
 демонстрационные
(гербарии,
муляжи,
макеты,
стенды,
модели
демонстрационные)
 спортивное оборудование и т.п.).
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения,
которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные
образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства
мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания.














Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции,
сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую
системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Методическое обеспечение образовательного процесса в МАДОУ
осуществляется методической службой образовательного учреждения,
основными задачами которой являются:
оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических
работников образовательных учреждений;
удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных
потребностей педагогических работников образовательных учреждений;
создание условий для организации и осуществления повышения квалификации
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам
образовательного процесса;
содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных
программ развития дошкольного образования.
Средства обучения и воспитания, используемые в МАДОУ для обеспечения
образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к
условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования как совокупность учебно-методических, материальных,
дидактических
ресурсов,
обеспечивающих
эффективное
решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное
оснащение
воспитательно-образовательного
процесса
обеспечивает
возможность организации как совместной деятельности взрослого и
воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в
рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при
проведении режимных моментов.
Развивающая предметно – пространственная среда групп содержательнонасыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна,
отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и
потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо
разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная
организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для
себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность
эффективно
организовывать
образовательный
процесс
с
учетом
индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в
соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной
активности детей.
Требования к развивающей среде.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть
оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы). Развивающая предметно – пространственная среда, разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том
числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3)
Полифункциональность
материалов
предполагает:
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОУ
или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ или группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный
доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,

спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для
реализации Программы. Новые требования ФГОС подтверждают ранее
известные характеристики и принципы построения предметно –
пространственной среды. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего
достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней
обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к
домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они
создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков
(ветра, дождя, голосов птиц и др.) Оборудование дошкольного помещений
учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически
привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и
возрасту детей. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы
обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы
они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило,
много места отводится естественному природному и различному бросовому
материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные
вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для
стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является
эффективным условием развития сенсорных способностей. Обеспечение
возможности для исследования и научения. Каждому ребенку присущ свой темп
и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В
научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие
методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости
создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в
которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности
и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна
только при соблюдении следующих принципов построения развивающей
предметно – пространственной среды в группе детского сада.
Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. У ребенка дошкольного
возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в
познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор
оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития
детей конкретного возраста. Высота мебели в групповом помещении должна
быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки. Ребенок
развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще
всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в
зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные,
«прозрачные». Большое значение имеет свободное пространство. Дети
нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для
двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в
одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не
менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты. Для
воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы
он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое
пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые
одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для
наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка
была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было
расставлено удобно.

Принцип функциональности. Он означает, что в обстановке помещения
находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют
развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие,
оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не
должна быть складом для хранения материалов и пособий.
Принцип опережающего характера содержания оборудования. Педагог
подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного
возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов,
ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это
объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню
своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии.
Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать
более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми
и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское
экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает
перспективу саморазвития.
Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой,
вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая
среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает
стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Необходимо также
помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать
на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть
программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде,
которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в
соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Согласно ФГОС, пространство группы может организовываться в виде
различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов.
В группах МАДОУ, учитывая индивидуальные особенности развития детей, всё
пространство разделено на центры, зоны, уголки, центы.
1. Центр для игры мальчиков и для игры девочек предполагает реализацию
гендерного принципа организации развивающей предметно – пространственной
среды.
2. Центр речевого развития. Различные виды детских театров. Д/игры на
развитие речи. Набор сюжетных картин о временах года, животных, растениях,
насекомых, одежде и т.д.
3. Центр художественного творчества. Бумага разного цвета, формы, размера.
Картон, клей, ножницы. Пластилин, восковые мелки, альбомы с произведениями
различных жанров, схемы поэтапного рисования.
4. Центр музыки. Музыкальные и шумовые инструменты, диски, портреты
композиторов.
5. Уголок для ролевых игр. Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения,
маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных
видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный)
для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения
театрализованных игр.
6. Книжный уголок. В удобном месте комнаты с достаточным естественным и
искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная
полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая
реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые,

так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в
уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам:
сезоны, семья, животные, птицы и т. д.
7. Зона для настольно – печатных игр.
8. Уголок природы (наблюдения за природой).
9. Спортивный уголок. Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к
двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные
флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики
(деревянные или пластмассовые), мячи надувные, обручи, скакалки. При этом в
групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной
двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели
и игрушек.
10. Центр экспериментирования (Уголок науки).
11. Центр конструирования (конструкторы, блоки, модули) Главным условием
эффективной организации зон развивающей предметно – пространственной
среды является творчество, талант и фантазия педагогов.































Средства обучения и воспитания
Физическое развитие
Обручи пластмассовые
Палка деревянная гимнастическая
Палки пластмассовые гимнастические
Мячи разного диаметра
Набор кеглей
Дуги для подлезания
Коврики массажные
Корригирующая дорожка
Скамейки для ходьбы
Щиты для бросания
Кольцебросы
Мешочки для равновесия
Скакалки детские
Шнуры
Канат для перетягивания
Флажки разноцветные
Ленты
Лесенка-стремянка
Маты
Шведская лестница
Ракетки
Сетка
Тоннели
Батут
Мягкие модули
Набор предметных карточек «Предметы гигиены»
Сюжетные картинки «Гимнастика в детском саду»
Набор предметных карточек «Мое тело», «Режим дня».
Наглядные методические пособия (плакаты по теме физическое развитие
детей).






















Познавательное развитие
Наборы тематических предметных карточек
Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
Домино с цветными изображениями
Шнуровки различного уровня сложности
Игрушки-персонажи
Набор плоскостных геометрических фигур
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
Дидактические игры
Муляжи фруктов и овощей
Вкладыши
Стенд «Государственные символы России».
Географические карты, атласы, хрестоматии
Демонстрационные (гербарии, муляжи, картины и динамические модели).
Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др).
Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья»,
«Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы»,
«Ягоды», «Одежда, обувь», «Транспорт», «Инструменты. Спортивный
инвентарь», «Электроприборы», «Рыбы. Насекомые», Продукты питания».
Серия демонстрационных сюжетных тематических плакатов «Дикие
Животные», «Домашние животные», «Птицы», «Времена года», «Транспорт»
и др..
Лото с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности,
игрушки-персонажи, напольный конструктор деревянный, наборы настольного
конструктора, набор счетного материала, счетные палочки, комплект цифр и
букв на магнитах, набор плоскостных геометрических фигур, наборы
раздаточного математического оборудования.
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм,
дидактические
игры
«Цвет»,
«Форма»,
«Фигуры»,
«Свойства»,
«Закономерности», «Последовательность». Микроскоп.
Пирамидки различной величины
Речевое развитие















Стимульный материал
Наборы предметных карточек по темам
Набор сюжетных карточек по темам
Предметные игрушки-персонажи
Комплекты детских книг по темам
Иллюстрации к детской художественной литературе
Серия сюжетных картинок-иллюстраций к сказкам для обучения пересказу.
Схемы для составления устных рассказов (описание игрушки; описательный
рассказ о себе; описание овощей, фруктов, ягод; описание животных, птиц,
рыб; описание сезонных изменений).
Наглядные материалы в виде карточек и сюжетных картин для составления
предложений и устных рассказов.
Артикуляционные карточки.
Предметные игрушки-персонажи.
Сюжетные картины «Времена года», «Мы играем», «Звучащее слово»,
«Животные», «Растения».



Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).
Художественно-эстетическое развитие




































Магнитная доска
Мольберт
Изделия народных промыслов
Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
Бумага для рисования
Стаканчики
Трафареты
Кисочки
Карандаши простые, цветные
Мелки восковые
Бумага цветная
Картон цветной, белый
Пластилин
Доска для работы с пластилином
Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики,
бубны, барабан, погремушки)
Металлофон
Комплекты костюмов театрализованной деятельности
Шапочки для театрализованной деятельности
Ширма для кукольного театра настольная, напольная
Игрушки-персонажи
Флажки разноцветные
Куклы
Мишура
Напольный конструктор деревянный
Наборы настольного конструктора
Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии,
иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей.
Магнитная доска, мольберт, репродукции художников, портреты художниковиллюстраторов и писателей, комплект изделий народных промыслов (дымка,
гжель, филимоновская игрушка), альбомы – пособия «Городецкая роспись»,
«Гжель», «Хохлома», «Дымка», тематические плакаты для лепки, рисования.
Бумага для рисования, палитра, стаканчики, трафареты, кисочки, карандаши
простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной, белый,
безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин,
доска для работы с пластилином.
Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями, набор шумовых
музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые
ложки, вертушка, трещотка, барабан, погремушки), металлофон.
Комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для
театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра настольная,
игрушки-персонажи, флажки разноцветные, ширмы для театра, куклы, ёлки
искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура.
Технические средства обучения











Экранно-звуковая аппаратура
Пианино
Синтезатор
Музыкальный центр
Телевизор
Вспомогательные технические средства:
Цифровой видеопроектор
Экран
Носители информации:
Тематические презентации
Цифровые музыкальные аудиозаписи
Фонотека, видеотека


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».