СОГЛАСОВАНО Профсоюзным комитетом (Наименование коллегиального органа управления / представительного органа) ___________Федоренко М.В.__ (Подпись) (И.О. Фамилия) Подписано цифровой С учетом мнения Совета родителей _________/__Гриднева В.В.___ подписью: Лебедь (Подпись) (И.О. Фамилия) Елена Николаевна Дата: 2022.11.25 08:57:51 +08'00' УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Теремок» ЦРР-д/с (Должность руководителя) __________ Лебедь Е.Н. (Подпись) «____» (И.О. Фамилия) __________ 20____(Дата) УТВЕРЖДЕН Приказом МАДОУ «Теремок» ЦРР-д/с (Наименование образовательной организации) от « 30 »_08__2022г. №_65__ Положение о развивающей предметно-пространственной среде в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – положение, МАДОУ, Учреждение) разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми и законодательными актами: • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; • Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Уставом Учреждения и иными нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации в области дошкольного образования. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Учреждения (групп, кабинетов и участков, территорий, прилегающих к Учреждению и способствующих реализации образовательных программ Учреждения и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Учреждения; - в случае организации инклюзивного образования и сопровождения детей инвалидов и детей с ОВЗ - необходимые для них условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы Учреждения. Образовательное пространство Учреждения должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: -возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; -наличие в Учреждении полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: -наличие в Учреждении различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; -периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Учреждения, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, посещающих Учреждение, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 3.Формирование развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении 3.1. Определение содержания компонентов развивающей предметнопространственной среды Учреждения базируется на деятельностном подходе и отражается в реализуемых в Учреждении образовательных программах образовательной программе Учреждения. 3.2. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды: 3.2.1. Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: • провоцировать ребенка на агрессивные действия; • вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые); • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; • вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; • провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. 3.2.2. развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами, направленными на обеспечение гармоничного развития ребенка: • полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях; • применение элементов развивающей предметно-пространственной среды в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий; • дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства развивающей предметно-пространственной среды могут использоваться как средство обучения ребенка; • эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства развивающей предметно-пространственной среды могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств. В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды (в здании и на участках Учреждения) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. 3.3. В Учреждении осуществляется следующее зонирование развивающей предметно-пространственной среды: - зона для социально-коммуникативного развития (сюжетно-ролевые и режиссерские игры, театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - зона для познавательного развития (настольно-печатные и развивающие игры, развитие математических представлений, центр патриотического воспитания и пр.); - зона для речевого развития (дидактические игры по развитию речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и пр.); - зона для художественно-эстетического развития (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и пр.); - зона для физического развития (двигательной активности) (спортивные игры, соревнования и пр.); - зона для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - зона для самостоятельной деятельности детей (выставки детской литературы, детского творчества и пр.); - зона для отдыха (уголки уединения). 3.4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. 3.5. Для мобильности пространства развивающей предметнопространственной среды предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. 3.6. При организации развивающей предметно-пространственной среды следует учитывать возможность изменения структуры зонирования для возникающих образовательных задач. 3.7. Принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников: 3.7.1. принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: • физические риски, • психологические риски, нравственные риски. 3.7.2. принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка; 3.7.3. принцип соответствия: • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, • индивидуальным особенностям, • специальным особенностям ребенка. 3.8. Принципы оценки безопасности игровой продукции: -физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества); -психофизиологическая безопасность - соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений; -психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие; -нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. 3.9. Учреждение самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой образовательной программы Учреждения. 4. Особенности формирования развивающей предметнопространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 4.1. При построении развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детейинвалидов учитываются следующие принципы: -принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. -принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии. -принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». -принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. -принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве; -принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. -принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка 4.2. Общие требования к построению предметно-развивающей среды в группах для детей с ОВЗ: -соответствие среды возрасту и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ; -отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы; -отражение тематики и содержания непрерывной образовательной деятельности и коррекционной работы; -наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого); -наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр; -учёт гендерных различий детей в построении среды; -наличие в среде развивающих пособий, соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям развития детей с ОВЗ; -наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).