Республика Бурятия Управление образования Администрации муниципального образования «Город Северобайкальск» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок») Буряад Улас «Северобайкальск хото» гэhэн нютагай засагай байгууламжын Захиргаанай Болбосоролой хүтэлбэри Нютагай засагай hургуулиин урдахи болбосоролой бэеэ дааһан эмхи зургаан Үхибүү хүгжѳѳлгын түб – «Теремок» гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг _____________________________________________________________________________________ Ленинградский пр., д.4а, г. Северобайкальск, Республика Бурятия, 671700 тел/факс 8(30130) 2-09-41, URL: https://teremok-sadik.tvoysadik.ru, E-mail: dsteremok_severobaykalsk@govrb.ru Принято: Советом педагогов протокол № 2 от 16.01.2023г Председатель Молонова Н.М. ________________________ Утверждено: Заведующий МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Лебедь Е.Н. Приказ № 10/1 от 16.01.2023г. ________________________ ПОЛОЖЕНИЕ о нормах профессиональной этики педагогических работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок») г. Северобайкальск 2023 г. 1. Общие положения 1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – Положение, МАДОУ) разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Письма Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 20 августа 2019 г. N ИП941/06/484. 1.2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 1.3. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам МАДОУ, независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам МАДОУ ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования. 1.4. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании. 1.5. Настоящее Положение служит целям: • повышения доверия граждан к МАДОУ; • установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей; • содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МАДОУ; • регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности; • воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали. 1.6. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании. 1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МАДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности. 1.8. Каждому педагогическому работнику МАДОУ следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МАДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением. 1.9. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МАДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности. 2. Нормы профессиональной этики педагогических работников 2.1. Педагогические работники МАДОУ, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: -уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; -исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; -проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам; -проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися; -соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; -придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы; -воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и(или) развитию детей; -избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность; -оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа; -исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МАДОУ; -исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МБДОУ в целом, так и каждого педагогического работника; -осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; -не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; -исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; -уведомлять администрацию МАДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; -соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью; -соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; -проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; -проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; -придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МАДОУ социальных функций; -принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; -быть требовательными к себе, стремится к самосовершенствованию; -обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; -поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; -не терять чувство меры и самообладания; -соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; -постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; -поддерживать порядок на рабочем месте; -соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде. 2.2. Важным показателем профессионализма педагогических работников МАДОУ является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; • логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. 2.3. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники МАДОУ обязаны воздерживаться от: • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МАДОУ; • пренебрежительных отзывов о деятельности своего учреждения или проведения необоснованные сравнения его с другими ДОУ; • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; • проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; • высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп; • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; • поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. 2.4. Педагогическим работникам МАДОУ необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. 2.5. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен. 2.6. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов МАДОУ в целом. 2.7. Если педагогический работник МАДОУ не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию МАДОУ по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано. • 3. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников МАДОУ 3.1. МАДОУ стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников детского сада, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 3.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных 3 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.3. Педагогический работник МАДОУ, претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 3.4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). 3.5. В случае несогласия педагогического работника МАДОУ с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд. 4. Обязательства педагогических работников перед законными представителями воспитанников 4.1. Педагогические работники МАДОУ должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей воспитанников в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей. 4.2. Педагогические работники МАДОУ в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны: • помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МАДОУ в целом; • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; • высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного; • начинать общение с приветствия; • выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; • разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). 4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны: • заставлять их необоснованно долго ожидать приема; • перебивать их в грубой форме; • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; • разглашать высказанное воспитанников мнение о своих законных представителях; • переносить свое отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей. 4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребенка формы работы. 4.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. 4.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. • 5. Обязательства педагогических работников перед коллегами 5.1. Педагогические работники МАДОУ в процессе взаимодействия с коллегами: • поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути; • помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МАДОУ; • поддерживают и продвигают их интересы. 5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: • пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; • предвзятого и необъективного отношения к коллегам; • обсуждения их недостатков и личной жизни. 6. Обязательства педагогических работников перед администрацией МАДОУ 6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством; не допускают проявлений необоснованной критики решений и приказов администрации. 6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней, а также от проявлений грубости и агрессии. 7. Обязательства администрации школы перед педагогическими работниками 7.1. Быть для других педагогических работников МАДОУ образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в МАДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. 7.2. Представителям администрации МАДОУ следует: • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения; • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения; • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе; • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений; • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности МАДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников. 7.3. Представитель администрации МАДОУ не имеет морального права: • перекладывать свою ответственность на подчиненных; • использовать служебное положение в личных интересах; • проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость; • обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей; • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений; • оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности; • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 8. Контроль соблюдения настоящего Положения 8.1. Формы контроля соблюдения настоящего Положения устанавливает МАДОУ. 8.2. Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников МАДОУ, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора может быть создана комиссия по профессиональной этике (далее - комиссия). В состав комиссии могут быть включены наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников МАДОУ. Возможны также другие формы контроля. 9. Ответственность за нарушение настоящего Положения 9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником МАДОУ своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.