ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Протокол № 1 от 19.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО Заведующим МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Приказ № 65 от 30.08.2022г ___________Е.Н.Лебедь Подписано цифровой подписью: Лебедь Елена Николаевна Дата: 2022.11.30 11:07:04 +08'00' Положение об организации наставничества молодых специалистов и педагогов в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации наставничества молодых специалистов и педагогов в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – положение, МАДОУ) предусматривает разновидность индивидуальной работы с впервые принятыми воспитателями и другими педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста компетенций необходимых для ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области дошкольного образования (ими предметной специализации), методики дошкольного воспитания 1.3. Правовой основой наставничества в МАДОУ являются настоящее положение, нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки воспитателей и специалистов образовательных учреждений. 1.4. Основные понятия, используемые в Положении: Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности. Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. Наставник — опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики дошкольного воспитания. Молодой специалист – педагогический работник, овладевший знаниями основ педагогики по программе педколледжа или вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника. Дошкольное наставничество – систематическая опытного педагога детского сада (наставника) с направленная на развитие его профессиональных теории и методики проводимых мероприятий по воспитанников и др. индивидуальная работа молодым специалистом, компетенций в области воспитанию и развитию 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Целью наставничества в МАДОУ является оказание помощи молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства. 2.2. Основными задачами наставничества в МАДОУ являются: - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателей и других педагогических работников в МАДОУ; - ускорение процесса профессионального становления воспитателя (или др. педагогического работника) и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - формирование профессиональных качеств молодого педагога, как личности, адаптированной к современной социокультурной ситуации мегаполиса; -- формирование системного подхода начинающих педагогов к анализу и планированию своей деятельности; - укрепление традиций, направленных на сближение взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников образовательного процесса и реализации идеи социального партнерства; - удовлетворение потребностей в неформальном профессиональном общении; формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании; - адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в МАДОУ, сознательного и творческого отношения к выполнению своих должностных обязанностей; - расширение социокультурных границ профессиональной деятельности молодых педагогов. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество организуется на основании годового плана МАДОУ. 3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляют: старший воспитатель, специалисты, воспитатели групп, в которых организуется наставничество. 3.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных воспитателей (или специалистов), обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление об организации работы в едином образовательном пространстве МАДОУ, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному направлению. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных. 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете. 3.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года 3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников МАДОУ: - впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений; - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или прошедших переподготовку и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; - педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии. 3.7. Замена наставника в случаях: — увольнения наставника; — перевода на другую работу подшефного или наставника; — привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; — психологической несовместимости наставника и подшефного. 3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым воспитателем (или других педагогических работником) в период наставничества. 3.9. За успешную работу наставник отмечается по действующей в детском саду системе поощрения. 4. Обязанности наставника: — знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; — разрабатывать совместно с молодым специалистом план самообразования последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки; — изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу МАДОУ, детям и их родителям (законным представителям), увлечения, наклонности, круг досугового чтения; — знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственнопредметной развивающей средой детского сада; — вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности); —оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности, досуговых мероприятий; — оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности, — личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; — участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; —периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; — подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 5. Права наставника: — с согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников детского сада; - требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме. - может ходатайствовать о выдвижении воспитателя (педагога) к участию в профессиональных конкурсах («Воспитатель года» и др.). 6. Обязанности молодого специалиста. 6.1. В период наставничества молодой специалист обязан: — изучать Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности; — выполнять план профессионального становления в установленные сроки; — постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; — учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; — совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; — периодически отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого специалиста. 7.1. Молодой специалист имеет право: — вносить на рассмотрение администрации МАДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; — защищать профессиональную честь и достоинство; — знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; — посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью; — повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя. 8.2. Старший воспитатель по работе обязан: — создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником; — организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами; — изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении. Программа наставничества «СТУПЕНЬКИ К ТВОРЧЕСТВУ» «Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. · · · · · Алгоритм данной программы предполагает следующее: Постановка цели, задач; Составление программы; Подбор средств реализации программы; Определение способов реализации программы, Контроль и коррекция. Ожидаемый результат: - познание себя и ориентация на ценности саморазвития; - качественное изменение отношений в коллективе; - стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь; - аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования; - умение применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребенком; - умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательнообразовательной работы; - умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психологопедагогическую поддержку развития ребенка; - прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе; - умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; - умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми и др. Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений: · Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить. · Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него. · Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается. Обязанности наставников: — знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; — разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки; — изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового чтения; — знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственнопредметной развивающей средой детского сада; — вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности); —оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности, досуговых мероприятий; — разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования; — оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной организации детской деятельности, — личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; — участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; —периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда; — подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Цель: формирование педагогических компетенций у молодых специалистов опыта; адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Основные задачи программы: • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей. • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями. • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности. Основные направления: · Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. · Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения. · Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса. · Разработка и обсуждение планирования. · Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания. · Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебнометодической и справочной литературы. Условия эффективности работы: · Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; · Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы; · Сочетание теоретических и практических форм; · Оценка результатов работы (диагностика развития детей); · Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информации. II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении. 1 этап: диагностический - Педагогическое образование (колледж, ВУЗ). - Теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников). - Наличие опыта практической работы с детьми. - Ожидаемый результат педагогической деятельности. - Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях; - выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений; - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; -педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии. 2 этап: практический · Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; · Взаимоподдержка и взаимопомощь; · Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей; · Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ; · Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим; · Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; · Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога; · Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 3 этап: аналитический · Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; · Динамика профессионального роста. · Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей; · Самоанализ своей деятельности за прошедший год; · Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; · Подведение итогов, выводы. Использовать в работе с молодыми воспитателями разработку индивидуального плана профессионального становления: o назначение наставника из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом); o педагогическое самообразование и самовоспитание; o участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»; o участие в работе методического объединения; o участие в жизни детского сада. Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов: Старший воспитатель – молодой специалист: o создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; o обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; o обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом. Молодой специалист – ребенок и его родитель (законный представитель): o формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. Молодой специалист – ребенок: o оказание поддержки со стороны коллег. В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации работодателя. В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней. 1 ступень – 1 год работы (стажировка) - самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием. Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа включает в себя: o Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места. o Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации. o Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.). o Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года). o Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя. o По возможности начинающий педагог направляется на ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т.д. o Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей. o Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. o Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом. o Составление совместного плана молодого специалиста и наставника. o Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов. 2 ступень – 2-5й год работы (развивающая) - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада. 3 ступень – 5-6й год работы (становления) - складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. План работы с молодыми педагогами Сроки Сентябрь ОктябрьНоябрь Содержание мероприятий Ответственный 1. Создание приказа о наставничестве. старший воспитатель, Закрепление опытных педагогов за наставник молодыми педагогами. 2. Разработка «Положения о группе наставников при педагогическом совете МАДОУ. 3. Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодых педагогов. 4. Планирование образовательной деятельности на неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня). 5. Рабочая программа педагога. 6. Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе». 1. Выбор темы по самообразованию. старший воспитатель, Оказание помощи в составлении плана наставники работы по теме самообразования. ОктябрьДекабрь Январь Февраль Март 2. Оказание помощи в подборе новинок методической литературы для самообразования. 3. Круглый стол по теме «Календарное планирование образовательной работы с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). 4. Методика проведения занятий. 5. Контроль за планированием образовательной работы в группах молодых специалистов. 6. Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому мониторингу». 3. Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам пед. мониторинга. 4. Специфика проведение праздников. Взаимодействие специалиста и воспитателя. 5. Взаимопосещение новогодних утренников. 1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. 2. Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») 3. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». 4. Контроль за планированием организации работы с родителями. 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей» 3. Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей. 1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей. 2. Индивидуальные консультации по планированию воспитательно – образовательной работы с детьми. Составление конспектов наставники старший воспитатель, педагоги – наставники старший воспитатель, педагог – наставник педагоги – наставники, старший воспитатель, молодые педагоги 3. Апрель 1. 2. 3. Май 1. педагогических мероприятий молодыми педагогами. Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Организация посещений педагогами – старший воспитатель, наставниками педагогических педагоги – наставники мероприятий молодых воспитателей. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе. Отчеты молодых воспитателей по темам самообразования. Отчёт по наставничеству наставники Заключение Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: o Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности; o Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога; o Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы; o Оптимальное сочетание теоретических и практических форм; o Оценка педагогического труда по результатам; o Современное обеспечение методической литературой. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов» С.А. Макаренко. Используемая литература 1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007. 2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004. 3. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014. 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990. 5. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с. 3. 6. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с. 7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004. 8. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс. 9. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004. 10. Интернет ресурсы: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiyaraboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiysad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve 11. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс]. 12. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.