Предметно-пространственная среда, доступная воспитанникам Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (без учета выделенных групповых пространств) Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155. Образовательная система МАДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества. Поэтому, в связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на следующие нормативно–правовые документы: - Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлением от 28.09.2020 года № 26 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Учитывались следующие требования: 1. Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; 2. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения; 3. Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы; 4. Трансформируемость пространства; 5. Полифункциональность материалов; 6. Вариативность среды; 7. Доступность среды; 8. Безопасность среды. Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста, в МАДОУ оформлены уголки: «Информация для родителей», «Консультация для родителей», где родители получают консультации по воспитанию детей Раздевальные помещения (приемные) оборудованы удобными шкафчиками, скамейками. Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место для выставок детских работ, вернисажей. Сменные выставки иллюстрируют жизнь дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательнообразовательный процесс. В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического, физического, познавательного развития), где широко используется принцип интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда — обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; — обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей; — является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для предметно-пространственной среды используются все помещения МАДОУ. Беседки, игровая площадка на улице, коридоры, лестница, столовая, спальня. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации, Группы, а также территории, прилегающей к образовательной организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации образовательной Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -возможность общения и совместной деятельности детей, в том числе детей разного возраста и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -реализацию различных образовательных программ; -в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; -учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной Программы: образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой образовательной Программы; организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей; для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в образовательной организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Вариативность среды предполагает: наличие в образовательной организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы Предметная развивающая среда МАДОУ обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает: - теневой навес; - спортивную площадку - цветочные клумбы, цветники - малые архитектурные формы. На площадкe теневого навеса, в летний период выносят столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом. Предметно-пространственная среда МАДОУ, доступная работникам детского сада Предметно-пространственная среда, доступная работникам детского сада, обеспечивает условия для эмоционального благополучия и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников. Учреждение, осуществляя образовательную деятельность по ООП ДО, создает материально-технические условия, обеспечивающие: 1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; 2) выполнение требований: – санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, организации питания, приему детей в МАДОУ, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала; – пожарной безопасности и электробезопасности; – охране здоровья воспитанников и охране труда работников МАДОУ. Подписано цифровой подписью: Лебедь Елена Николаевна Дата: 2022.11.26 11:35:17 +08'00'