ПРИНЯТО на педагогическом совете МАДОУ д/с № ППротокол №_____ «____» _________ 2022г. Подписано цифровой подписью: УТВЕРЖДАЮ Лебедь Елена Заведующий МАДОУ ЦРР-д/с Николаевна «Теремок» ___________Лебедь Е.Н. Дата: Приказ № 65 от 30.08.2022г. 2022.11.23 11:19:07 +08'00' ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (по категориям нарушений) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (по категориям нарушений) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – положение, МАДОУ) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ. - Приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" - Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013, № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 № 30384) – далее ФГОС ДО. - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28; - СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; - СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44; - Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Уставом МАДОУ. 1.2 Настоящее положение разработано в соответствии с ФГОС ДО и регламентирует структуру, порядок разработки и реализацию Адаптированной образовательной программы (далее – АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. 1.3. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе Основной образовательной программы дошкольного учреждения (далее - ООП). 1.4. Адаптированная образовательная программа составляется сроком на 1 учебный год. 1.5. АОП ДО разрабатывается самостоятельно МАДОУ. 1.6. Адаптация образовательной программы дошкольного образования осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида (или ребенка с ОВЗ) по следующие направлениям деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации образовательной деятельности и включает в себя: 1.6.1 Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.6.2 Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью (по представленным родителями, документам). 1.6.3 Проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной общеобразовательной программы. 1.6.4 Определение временных границ освоения АОП ДО. При проектировании АОП ДО указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. 1.6.5 Четкое формулирование цели АОП ДО. 1.6.6 Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной общеобразовательной программы. 1.6.7 Определение содержания АОП ДО. 1.6.8 Планирование форм реализации АОП ДО. (реализация АОП ДО может осуществляться с использованием различных форм, методов и технологий). 1.6.9 Планирование участия в реализации АОП ДО различных специалистов (воспитателей, психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП ДО родителей (законных представителей) воспитанника с ОВЗ или группы дошкольников с ОВЗ со схожими нарушениями развития. 1.7. Решение о переводе воспитанника с ОВЗ на АОП ДО принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей (законных представителей). 1.8. Завершается освоение АОП ДО в том случае, если воспитанник соответствует образовательным ориентирам дошкольного образования (возрастных характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства и к концу дошкольного образования) или решением ПМПК. 1.9. ПМПк утверждает АОП ДО для воспитанников с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) и (или) группы дошкольников с ОВЗ. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Цель: оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям), направленной на обеспечение специальных образовательных условий с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 2.1.1. Задачи: - Определить особые образовательные потребности детей с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, структурой нарушения в развитии и степенью его выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). - Создать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, определяющие эффективность реализации АОП. - Способствовать осуществлению индивидуально-ориентированной помощи детям в освоении АОП с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. - Способствовать социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в детском коллективе и обществе в целом. - Оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и повышать компетентность родителей (законных представителей) по проблемам воспитания, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Настоящее положение устанавливает порядок разработки и реализации Адаптированной образовательной программы: 3.1.1.В группах компенсирующей направленности (при наличии) АОП разрабатывается индивидуально на каждого ребенка, имеющего нарушение, отличное от основного нарушения контингента группы (при наличии заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). 3.1.2. В группах комбинированной направленности (при наличии) АОП разрабатывается на группу детей, имеющих сходные нарушения на основании заключения и рекомендаций Республиканской психолого-медикопедагогической комиссии с конкретизацией образовательной и коррекционной деятельности в индивидуальных образовательных планах (маршрутах). 3.1.3. В группах общеразвивающей и оздоровительной направленности АОП разрабатывается индивидуально на каждого ребенка с ОВЗ, имеющего заключения и рекомендации Республиканской психолого-медикопедагогической комиссии. 4. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4.1. Адаптированная образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми при реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть АОП предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях. 4.2. Адаптированная образовательная программа включает в себя: 4.2.1. Титульный лист, который содержит наименование учреждения, период реализации, ФИО педагогов, разработавших и реализующих программу, гриф утверждения руководителем (с указанием даты и номера приказа), гриф принятия на педагогическом совете. 4.2.2. Целевой раздел, который включает пояснительную записку, цели и задачи реализации Программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ. 4.2.3. Содержательный раздел, который включает в себя описание образовательной деятельности по направлениям (образовательным областям), планируемый результат освоения программы, методы, используемые в ходе коррекционно-развивающего сопровождения; в разделе описываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 4.2.4. Организационный раздел, который включает в себя описание образовательной деятельности с учетом вариативных образовательных программ коррекционной направленности, программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательной деятельности. 4.2.5. В случае соответствия АОП с содержанием ООП ДОУ указывается ссылка на соответствующий пункт в разделе ООП. 5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5.1. Адаптированная образовательная программа разрабатывается рабочей группой МАДОУ, при взаимодействии всех участников психолого-медикопедагогического сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), принимается педагогическим советом и утверждается заведующим МАДОУ. 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к условиям реализации АОП ДО должны включать требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации АОП ДО, а также к развивающей предметнопространственной среде. 6.1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования. 6.1.1. Для успешной реализации АОП ДО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной, коррекционной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; 3) построение образовательной, коррекционной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей ОВЗ (или детей-инвалидов), охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 6.1.2. Требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; • поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; • развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: • создание условий для овладения культурными средствами деятельности; • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; • оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка с ОВЗ (или ребенком – инвалидом), непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.2. Требования к кадровым условиям реализации АОП ДО. Реализация АОП ДО обеспечивается педагогическими работниками МАДОУ. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (пункт), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н. 6.3. Требования к материально-техническим условиям реализации АОП ДО. Требования к материально-техническим условиям реализации АОП ДО должны включать: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы). 6.4. В целях эффективной реализации АОП ДО МАДОУ должно создать условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в том числе их дополнительного профессионального образования. 6.5. Финансовое обеспечение реализации АОП ДО для детей с ОВЗ опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном (муниципальном) задании МАДОУ. 6.6. Требования к результатам освоения АОП ДО должны быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -не подлежат непосредственной оценке; -не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; -не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; -не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; -не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Целевые ориентиры должны выступать основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. 7. КОНТРОЛЬ 7.1. Ответственность за полноту реализации АОП ДО возлагается на всех участников психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 7.2. Контроль за реализацию АОП ДО возлагается на заведующего и старшего воспитателя МАДОУ. 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8.1. Положение принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МАДОУ. 8.2. Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового. 8.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости.