ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Протокол № 1 от 19.08.2022г. СОГЛАСОВАНО с учетом мнения родительского комитета МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Протокол № 1 от 30.08.2022г. Председатель ___________В.В.Гриднева УТВЕРЖДЕНО Заведующим МАДОУ ЦРР-д/с «Теремок» Приказ № 6/2 от 30.08.2022г ___________Е.Н.Лебедь Подписано цифровой подписью: Лебедь Елена Николаевна Дата: 2022.11.17 15:44:40 +08'00' ПОЛОЖЕНИЕ об инновационной деятельности в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об инновационной деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка-детский сад «Теремок» (далее – положение, МАДОУ) определяет порядок инновационной деятельности, направленной на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий всестороннего развития детей дошкольного возраста. 1.2. Положение разработано в соответствии с: - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155, - Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», - и иными нормативными правовыми актами. 1.3. В качестве инновационной деятельности понимается деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Настоящее положение: - устанавливает признаки и виды инновационной деятельности; - определяет сущность, содержание, задачи инновационной деятельности в дошкольном учреждении. 1.4. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование: - нормативно – правового, - финансово – экономического, - организационного, - материально – технического, - кадрового обеспечения МАДОУ. 1.5. Положение об инновационной деятельности принимается педагогическими работниками МАДОУ и утверждается руководителем. 1.6. Не допускается реализация в МАДОУ инновационных проектов, в ходе которых может быть нанесен моральный и физический ущерб здоровью детей и педагогов. 1.7. Основные понятия, используемые в настоящем Положении: 1.7.1. инновация – нововведение, влияющее на образование как социокультурную ценность, область деятельности, процесс и результат; 1.7.2. инновационная деятельность – действия, направленные на разработку и (или) осуществление инновационных изменений в образовании; 1.7.3. инновационная площадка – если основным содержанием является внедрение и реализация инновационных образовательных программ, моделей организации образовательного процесса, управления образовательным учреждением (образовательной системой); 1.7.4. апробация - проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов; 1.7.5. продукт инновационной образовательной деятельности – представленный в соответствии с требованиями результат инновационной деятельности субъекта образования. 2. Цели и задачи проекта 2.1. Сущность инновационной деятельности характеризуется целенаправленным внесением принципиально новых, ранее не испытанных важных изменений в ходе педагогического процесса в соответствии с задачами, гипотезой, объектом, предметом исследования, сроками реализации и результатом эксперимента. 2.2. Цель инновационной деятельности: – теоретически обосновать и реализовать систему работы по использованию технологии портфолио в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса (детей, педагогов) в условиях МАДОУ. 2.3. Основными задачами инновационной деятельности являются: 1. Организационные задачи – конкретизируются для каждой категории участников эксперимента: -для руководителя – обеспечивать финансовую деятельность, предоставлять материальную базу для инновационной работы, осуществлять подбор компетентных кадров и их подготовку и переподготовку; проводить ежегодную оценку работы участников инновационной деятельности. - для научного руководителя (при его наличие) – определение комплекса взаимосвязанных средств, технологий и процессов, необходимых для реализации системы работы по использованию технологии портфолио в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса (детей, педагогов) в условиях МАДОУ; обеспечение научно-методической, информационно-технологической поддержки педагогов по вопросам использования технологии портфолио в условиях МАДОУ; - для исполнителей (воспитатели) – активно реализовать на практике внедрение использования портфолио в образовательном процессе в условиях МАДОУ; - для родителей – активно участвовать в инновационной деятельности МАДОУ, выступать субъектами образовательного процесса. 2. Содержательные задачи исходят из сущности инновационной работы: - изучить современную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, - выявить и обосновать вариативность видового и содержательного разнообразия портфолио, специфику его использования в образовательном процессе дошкольной организации, - создать в дошкольном учреждении систему работы по внедрению технологии портфолио в процессе проектирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса (детей, педагогов), - создать в дошкольной организации оптимальные условия повышения компетентности педагогов в области использования передовой технологии портфолио для решения образовательных задач и задач профессионального развития педагогов дошкольной организации, - создать в дошкольной организации среду развивающего обучения на основе расширения и обогащения практического опыта партнерских отношений участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) в образовательном пространстве дошкольной организации, - обобщить опыт работы; провести анализ и представить результаты экспериментальной деятельности учреждения; издание методических рекомендаций для педагогических работников и родителей; - методическое сопровождение участников, реализующих инновационный проект. Расширение публичной деятельности образовательного учреждения: -проведение теоретического анализа проблемы исследования в отечественных и зарубежных источниках; - повышение профессиональной компетентности педагогов в области применения технологии портфолио в образовательном процессе; -оптимизация процесса проектирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса; - обеспечения; - оценка эффективности диагностический инструментарий для исследования динамики показателей эффективности инновационного проекта. 3. Приоритеты инновационной деятельности 3.1. Инновационная деятельность направлена на решение педагогическим коллективом определенных актуальных проблем, с целью обновления процессов обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО, развития МАДОУ в целом. 3.2. Направления инновационной деятельности находятся в сфере изменения содержания образования и внедрения новых технологий обучения локального масштаба, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. 3.3. Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т.д. 3.4. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде всех уровней образования. 3.5. Обновление образовательного процесса на основе системнодеятельностного подхода к образованию, технологий дифференцированного, индивидуализированного развития. 3.6. Построение единого сообщества «родители – дети – педагоги – школы институты детства» с целью обеспечения возможности каждому дошкольнику реализовать свои способности. 3.7. Повышение качества воспитательно - образовательного процесса, опирающегося на принципы взаимоуважения, сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми. 3.8. Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательноисследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено и на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного ощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни. 3.9. Инновационный процесс определяет необходимость стратегического планирования и обоснования инновационных практик, социальным требованиям, кадровому потенциалу, уровню методического обеспечения, что позволяет реально планировать систему мероприятий, корректировать деятельность педагогов, соотносить полученные результаты с исходными условиями, анализировать развитие своей инновационной практики, и прослеживать собственную, индивидуальную траекторию развития. Осмысление индивидуальной траектории развития инновационной практики позволяет определить оптимальный механизм, с помощью которого осуществляется управление инновационной деятельностью. 3.10. Развивающаяся инновационная деятельность в масштабах МАДОУ является важным компонентом системы непрерывного профессионального развития педагогов и повышения их профессиональной компетенции. 3.11. Эффективность внедрения новшества в практику определяется промежуточными результатами инновационной деятельности, через разработанную педагогами и проектной группой систему диагностики результатов, соответствующую педагогическим целям и задачам определенного этапа инновации, направленных на реализацию целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка. 3.12. Проектные, проблемные, творческие объединения педагогов в рамках реализации инновационной деятельности выполняют функции разработки и реализации нововведений по решению актуальных педагогических и управленческих проблем, а также способствуют консолидации единомышленников, стремящихся совместными усилиями оптимизировать собственную педагогическую деятельность. 4. Порядок разработки и реализации инновационной деятельности 4.1. Выбор направления и темы инновационной деятельности. 4.2. Разработка проекта ведения инновационной работы. 4.3. Определение педагогов для реализации инновационной деятельности. 4.4. Создание условий для реализации инновационной деятельности. 4.5. Разработка и реализация программы, направленной на организационно – методическое обеспечение реализации образовательной программы для детей раннего возраста в условиях МАДОУ. 4.6. Анализ и обобщение полученных результатов. 4.7. Распространение инновационного опыта работы. 5. Документация 5.1. По завершении инновационной деятельности в МАДОУ предусматривается следующий пакет документов: 5.1.1. Настоящее положение об инновационной деятельности. 5.1.2 Приказ о назначении педагогов для инновационной деятельности. 5.1.3. Продукты инновационной деятельности. 5.1.4. План работы. 5.2. Все документы по завершении инновационной деятельности хранятся в МАДОУ. 6. Организация работы 6.1. Инновационная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и в творческих группах. 6.2. Инновационная деятельность реализуется на основании локального акта заведующего МАДОУ.